ПОЛУЧИТЕ ЧЕК-ЛИСТ С ТРЕБОВАНИЯМИ К ДИЗАЙНУ ПО НАНЕСЕНИЮ МАРКИРОВКИ

Скачать чек-лист
Маркировка молочных товаров

Маркировка молочных товаров

16.4.2021

Автор: Liton

Из этого материала вы узнаете:

  • Сроки обязательной маркировки молочных товаров
  • Список молочных продуктов, подлежащих обязательной маркировке
  • Подготовка к переходу на новую систему
  • 3 способа маркировки
  • Код маркировки
  • Маркировка молочной продукции в разных ситуациях

Маркировка молочных товаров с 2021 года становится обязательной. Сроки ввода системы в эксплуатацию, правда, немного отодвинулись, но по большому счету это ничего не меняет. Обратный ход нововведениям никто давать не собирается.

Как производителям, так и тем, кто занимается реализацией данного вида продукции, придется внести в свою работу некоторые поправки. Причем коснутся они даже заведений общепита. Каких именно изменений следует ждать, читайте в нашем материале.

Сроки обязательной маркировки молочных товаров

До введения обязательной маркировки с 15.07.2019 г. было решено провести эксперимент. Изначально предполагалось, что этот этап продлится до конца февраля 2020 года, но срок увеличили до 31 декабря.

В нашей стране есть две системы, контролирующие качество молочной продукции: «Меркурий» и «Честный ЗНАК». Эксперимент по маркировке молочных товаров был направлен на то, чтобы эти две системы не дублировали, а дополняли друг друга, защищая рынок и покупателей от подделок. Первая отвечает за проверку продукции животного происхождения, а во время эксперимента она должна была следить за сырьем до его отправки на производство.

«Честный ЗНАК» применяется для разных групп товаров. В интересующей нас сфере данная система отслеживает любые перемещения молока, готового к продаже, вплоть до его оплаты покупателем в магазине.

Новые правила маркировки молока

Новые правила маркировки молока и молочных продуктов вступают в силу с 20.01.2021 г. С этого момента компании-изготовители могут пройти регистрацию в системе и начать ее применять на практике. Однако стоит оговориться, что добровольное участие возможно лишь до 1 мая, после чего товары некоторых категорий не смогут продаваться без маркировки. В любом случае производители получают возможность подготовиться к изменениям.

Этапы введения маркировки молока и молочной продукции

С 15 июля 2019 года по 31 декабря 2020 года проводился эксперимент по маркировке готовой молочной продукции.

С 20 января 2021 года — стартовал подготовительный этап обязательной маркировки. Появляется возможность добровольно маркировать, вводить в оборот и фиксировать выбытие через кассы молочной продукции.

С 1 июня 2021 года маркировка становится обязательной для категорий «мороженое» и «сыры».

С 1 сентября 2021 года маркировка становится обязательной для товаров всех остальных подгрупп сроком годности более 40 дней.

С 1 декабря 2021 года маркировка становится обязательной для молочных продуктов сроком годности менее 40 дней. Появляется обязанность фиксировать выбытие маркированной продукции через кассы.

С 1 сентября 2022 года для оптового и розничного звена вводится объемно-артикульный учет.

С 1 декабря 2022 года маркировка становится обязательной для фермеров при продаже через собственную розницу и прямых продажах.

С 1 декабря 2023 года вводится поэкземплярный учет для продукции со сроками хранения более 40 дней.

Список молочных продуктов, подлежащих обязательной маркировке

Не всем видам молочных продуктов требуются обязательные цифровые коды. Так, новые правила не затронут товары весом до 30 г, при условии, что такие упаковки продаются по отдельности, а не соединены блоком. В противном случае придется получить один код для всего блока.

Также маркировка не нужна для размещения на питании для малышей до трех лет, специальном и профилактическом питании.

Кроме того, под общее правило не подпадает молоко, продаваемое на розлив, творог, сметана или другие продукты на развес.

Список молочных продуктов, подлежащих обязательной маркировке

Если молочный товар был введен в оборот до момента, когда нанесение кодов стало обязательным, ему также не нужна маркировка. Такие продукты могут оставаться в обороте до завершения установленного производителем срока хранения.

Далее перечислены все виды молочной продукции, требующие маркировки, с кодами ТН ВЭД:


Продукция

Код ТН ВЭД

Молоко и сливки без сахара и подсластителей

0401

Сгущенное молоко и сливки с сахаром и подсластителями

0402

Пахта, простокваша, йогурты, кефир и другие кисломолочные продукты

0403

Сгущенная или несгущенная сыворотка с сахаром или другими подсластителями

0404

Сливочное масло и продукты, изготовленные из натурального молока

0405

Творог и сыры

0406

Мороженое и иные разновидности пищевого льда

2105 00

Прочие товары с жиром в составе, полученном из категорий продуктов 0401–0404. В эту группу входят минеральные, газированные напитки с добавлением сахара, подсластителей, вкусовых и ароматических добавок. И иные безалкогольные напитки, не включая фруктовые и овощные соки товарной позиции 2009: менее 0,2 мас. %

2202 99 910 0

Другие товары, которые содержат жир из категорий продуктов 0401–0404. Минеральные и газированные напитки с сахаром или другими подсластителями, вкусовыми добавками и ароматизаторами. Прочие безалкогольные напитки, кроме соков из овощей и фруктов товарной позиции 2009: 0,2 – 2 мас. %

2202 99 950 0

Иные товары, которые содержат жир, полученный из категорий продуктов 0401–0404, включая минеральные и газированные напитки с сахаром, подсластителями, вкусовыми и ароматическими добавками и другие безалкогольные напитки. Однако сюда также не входят соки из овощей и фруктов товарной позиции 2009: с показателем более 2 мас. %

2202 99 990 0


Подготовка к переходу на новую систему

Чтобы подготовиться к маркировке молочных товаров, их изготовителям придется пройти те же этапы, что и представителям других сфер производства:

Подготовка к переходу на новую систему

  • Руководителю либо уполномоченному специалисту компании нужно получить усиленную квалифицированную электронную подпись. Она делается на человека, которому не требуется доверенность, чтобы действовать от имени юридического лица или ИП.
  • Пройти регистрацию в «Честном Знаке».
  • Подготовить оборудование и софт – в первую очередь речь идет об онлайн-кассах и сканере 2D штрих-кодов.
  • Установить программу для электронного документооборота.

После введения обязательной маркировки молочных товаров у организации или ИП есть семь дней, чтобы приступить к работе в системе. Отсчет начинается с момента, когда нужно начать продавать товары.

3 способа маркировки

  1. Типографский. Этот подход считается оптимальным и предполагает, что производитель заказывает печать упаковки с маркировкой в типографии. Тогда на предприятии необходимо установить лишь сканер либо датчик технического зрения, чтобы считывать штрих-коды.
  2. Прямое нанесение. В таком случае нужно закупить новую технику или адаптировать уже имеющуюся. Подойдет оборудование для каплеструйной либо термоструйной печати.
  3. Этикетирование. Данный способ требует нанесения наклейки с кодом на готовую упаковку. Если компания хочет использовать именно этот метод маркировки молочных товаров, ей потребуется принтер и аппликатор.

При первом подходе типография сама убеждается, что нанесенные коды корректно считываются, а только потом передает продукцию заказчику. В противном случае она должна изготовить новую партию упаковки. В результате для производителя молока значительно упрощается вся работа с маркировкой.

При использовании типографского способа компания может оплатить код уже после печати. На это дается 180 дней с момента подачи отчета, в котором сообщается, что маркировка нанесена на упаковку. Отчет подается до введения товара в оборот.

Код маркировки

Код маркировки

Маркировка молочных товаров предполагает использование знаков с цифровым криптокодом в формате «Data Matrix». Он наносится непосредственно на упаковку или на крышку ПЭТ-бутылки в процессе производства или этикетирования – для этого необходимо свободное пространство в пределах 15х15 мм.

Код включает в себя четыре группы данных и идентифицируется атрибутами (идентификаторами применения, AI) в соответствии со стандартом GS1 Data Matrix.

В начале строки кода находится признак символики GS1 Data Matrix FNC1 (ASCII 232):

  1. Первая группа идентифицируется AI=’01’, включает в себя 14 цифр и код товара.
  2. Вторая группа идентифицируется AI=’21’, составляет 13 символов (спецсимволов и цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита), содержит индивидуальный серийный номер упаковки молочной продукции и завершается символом-разделителем FNC1 (ASCII 29).
  3. Третья группа считается опциональной, информация в ней зависит от срока хранения продукта:
    • Более 72 часов – группа идентифицируется AI=’17’ и состоит из 6 цифр в формате ГГММДД. Таким образом обозначается дата, до которой продукт должен быть употреблен.
    • До 72 часов – группа идентифицируется AI=’7003’ и состоит из 10 цифр в формате ГГММДДЧЧММ. Подобная маркировка молочных товаров включает в себя дату и время завершения срока годности продукции. В конце ставится символ-разделитель FNC1 (ASCII 29).

    В случае работы с типографией сложно заранее определить, когда именно закончится срок годности товара. При заказе кода необязательно указывать такие сведения, включив их в отчет для системы маркировки.
  4. Четвертая группа идентифицируется AI=’93’, предполагает 4 символа (цифры, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов) и содержит код проверки.

Изначально планировалось, что с 20.01.2021 г. производители будут платить за коды, однако начало обязательной маркировки молока было перенесено на 01.06.2021 г. Для одного кода установили стоимость 50 копеек без учета НДС.

Маркировка молочной продукции в разных ситуациях

1. Маркировка при производстве и импорте молочных товаров.

Для нанесения кода производителю молока понадобится:

  • оборудование для печати кодов;
  • подключение к системе маркировки, такой как «СБИС Торговля и производство (Профи)» – она позволяет зарегистрировать товары, заказывать на них коды и вводить в оборот;
  • подключить «СБИС Маркировка для производства».

Компания-изготовитель продукции заказывает коды в «Честном знаке». Далее определяется со способом нанесения цифрового кода – дополнительная этикетка, или цифровое нанесение на упаковку на территории молочного предприятия, либо цифровое нанесение на упаковку на территории производителя упаковки. Для последних двух способов потребуется скорректировать дизайн-макет упаковки и предусмотреть место для нанесения кода.

Если речь идет о компании, импортирующей товар, она должна также заказать коды в «Честном знаке» и передать экспортеру файл для печати этикеток или готовые этикетки. Далее экспортер наклеивает этикетки на товары и осуществляет отгрузку. Когда таможня пройдена, импортер отчитывается в «Честный ЗНАК», как это делает компания-изготовитель.

Если требуется, производитель/импортер печатает этикетки с кодами транспортных упаковок, формирует агрегаты и сообщает в «Честный ЗНАК» о кодах внутри упаковок.

2. Оптовая продажа маркированной молочной продукции.

Для отправки электронных УПД с кодами розничным продавцам используют электронный документооборот. Оптовику необходимо сформировать электронный УПД, указав в нем коды маркировки молочных товаров. Документ скрепляют электронной подписью и отправляют контрагенту через оператора ЭДО. Оператор сам отправит УПД в «Честный ЗНАК» после подписания получателем, тогда как коды внутри документа становятся собственностью покупателя. СБИС проверит УПД, чтобы избежать ошибок перед отправкой и при получении, и поможет их исправить.

3. Приемка маркированной молочной продукции.

Для этого требуются:

  • подключение к ЭДО;
  • подключение к системе маркировки для отправления кодов – это может быть «СБИС Маркировка»;
  • оборудование для сканирования марок.
оборудование для сканирования марок

Вы получите от поставщика электронный УПД с кодами по ЭДО. Сверить марки из накладной с полученными просто – для этого необходимо отсканировать коды с упаковок. Если все точно, нужно подтвердить УПД. При наличии расхождений его отклоняют либо дожидаются исправления документа. Или допускается подтверждение получения без проверки.

4. Продажа маркированной молочной продукции в розницу.

Для торговли молочными товарами с маркировкой в магазине важно обновить прошивку онлайн-кассы, тогда появится возможность добавлять код маркировки в чек. Проверьте имеющееся кассовое ПО в соответствии с инструкцией и обновите его, обратившись к производителям или в авторизованный сервисный центр. Далее подключите ККТ к ОФД, чтобы передавать в чеке коды в маркировку. Также необходимо установить 2D-сканер для считывания марок. Продажи маркированного товара осуществляют через онлайн-кассу с ОФД. Это происходит следующим образом: кассир сканирует код, товар добавляется в чек, оператор фискальных данных отправляет его в систему маркировки.

5. Использование маркировки в системе общепита.

Кафе и рестораны принимают молочные товары с маркировкой по уже описанной схеме. Чтобы приготовить блюдо, продукт с кодом выводят из оборота, просканировав код с товара и списав его из системы. При этом указывается причина «Для собственных нужд». Возможен и другой подход, если вы не готовите из маркированной молочной продукции, а продаете, допустим, мороженое в производственной упаковке в летнем кафе. Тогда товар отпускают потребителям через онлайн-кассу, как это делается в розничных точках продажи.

Нужно понимать, что нарушение новых правил изготовления и реализации молочной продукции влечет за собой штрафы. Производство без маркировки чревато взысканием 50 000–100 000 рублей для юридических лиц. Для должностных лиц эта цифра составляет 5 000–10 000 рублей. Продажа, хранение, перевозка юридическими лицами без передачи сведений в систему маркировки влечет за собой штрафные санкции размером 50 000–300 000 рублей. Должностным лицам в аналогичной ситуации придется заплатить 5 000–10 000 рублей, для обычных граждан штраф находится в пределах 2 000–4 000 рублей.


Читайте также

Возврат к списку

Скачать каталог