ПОЛУЧИТЕ ЧЕК-ЛИСТ С ТРЕБОВАНИЯМИ К ДИЗАЙНУ ПО НАНЕСЕНИЮ МАРКИРОВКИ

Скачать чек-лист
Емкости для перевозки молока: секреты эффективной доставки молочных продуктов.

Емкости для перевозки молока: секреты эффективной доставки молочных продуктов.

4.8.2021

Автор: Liton

Из этого материала вы узнаете:

  • Требования к перевозке молока и температурному режиму
  • Виды крупногабаритных емкостей для перевозки молока и других молочных продуктов
  • 9 особенностей емкостей для перевозки молока
  • 3 главных правила перевозки молочной продукции
  • Секреты эффективной доставки молочных продуктов
  • Особенности упаковки молока после перевозки
  • Виды емкостей для упаковки молока на продажу

Емкости для перевозки молока должны обеспечить соблюдение норм транспортировки молочной продукции. На сегодняшний день есть огромное количество цистерн, отличающихся друг от друга назначением, видами и размерами.

По сути, все они представляют собой бочку круглого, эллипсовидного либо прямоугольного типа, сваренную из металлического листа с плоским днищем с обеих сторон и наличием заливной и сливной горловины.

Но вот способы перевозки молока различаются. В этом играет основную роль температурный режим. Обо всем этом и не только мы подробно расскажем ниже в статье.

Требования к перевозке молока и температурному режиму

Требования к перевозке молока и температурному режиму

Кодекс «Алиментариус» является документом Международной комиссии ФАО/ВО и содержит требования международного уровня относительно изготовления, перевозки, переработки и продажи молока.

На территории ЕАЭС действуют технические регламенты ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции».

Кроме того, в нашей стране необходимо выполнять нормы ряда документов, которые в том числе фиксируют требования к емкостям для перевозки молока:

  • ФЗ № 29-ФЗ от 02.01.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
  • СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».
  • ФЗ № 2300-1 от 07.02.1992 г. (ред. 01.05.2017 г.) «О защите прав потребителей».
  • ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» (с Изменением № 1).
  • Постановление Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г.

В названных документах содержатся общие и более детальные требования для определенных групп товаров.

Молоко и производимые из него продукты имеют небольшой срок годности, поэтому их доставка и хранение должны происходить в охлажденном виде и не дольше зафиксированного производителем срока.

Для транспортировки с завода к точкам продаж молоко охлаждают до +2 °C, однако стоит оговориться, что осенью и зимой возможно охлаждение до +8 °C. В теплое время года на доставку молока в специальных рефрижераторах отводится до 6 часов, если используются автомобили общего назначения – до 2 часов.

Молочные продукты могут перевозиться в охлажденном и замороженном виде. В случае с молоком считается, что температура должна быть +2… +8 °С.

Виды крупногабаритных емкостей для перевозки молока и других молочных продуктов

Виды крупногабаритных емкостей для перевозки молока и других молочных продуктов

Крупногабаритные емкости для перевозки молока могут устанавливаться на шасси автомобиля либо изготавливаться в виде прицепа или полуприцепа.

Пищевые цистерны делятся на одно- и несколько секционные. Под последними в большинстве случаев понимают емкости из двух секций. В поперечном сечении подобная тара имеет форму эллипса, благодаря чему удается опустить центр тяжести, а значит, избежать крена в поворотах автомобиля с полной цистерной.

Такая емкость для перевозки молока располагается горизонтально вдоль рамы и имеет два плоских днища. Внутри предусмотрены перегородки, играющие роль волнорезов, снижающие удары жидкости о стенки тары. В перегородках есть круглые отверстия, за счет которых продукт может перемещаться между отсеками. В верхней части тары расположена горловина для заливки, закупориваемая герметичной крышкой. В нижней части бочки есть сливной штуцер, позволяющий сливать молоко.

Для изготовления корпуса пищевой цистерны используют нержавеющую сталь. Металл содержит легирующие элементы, поэтому не вступает в реакцию с грузом, почти полностью исключая появление межкристаллитной коррозии. Бочка покрывается изотермическими материалами, сохраняющими внутреннюю температуру в течение большого отрезка времени – это необходимо для обеспечения достаточного срока годности продукта.

Кузова бывают несущими и рамными:

  • Первая конструкция предполагает, что на кузов ложится опорная нагрузка, он является прочным каркасом, на который навешивается обшивка. Подобные цистерны используются в сочетании с автомобилями с малым весом.
  • Рамные кузова более распространены. Бочка встает на ложементы рамы, которая несет прочностную нагрузку и соединяет кузов с подвеской. Чтобы добиться большей прочности и жесткости кузова, обечайку бочки в районе ложемента опоясывают бандажом.

В последнее время чаще стали применяться прицепы-цистерны. Такие емкости для перевозки молока присоединяют к фаркопу автомобиля-тягача либо полуприцеп может цепляться к седельному устройству. За счет транспортной тары этого типа удается увеличить объем единовременной доставки молока, добившись более рациональной перевозки.

Прицепы-цистерны

Молоко и продукты из него могут доставляться в специальной таре либо в упаковке, при условии, что выполняются все установленные правила.

Для перевозки молока используются не только автомобильные, но и железнодорожные цистерны. Их изготавливают из нержавеющей стали, не способной вступать в реакцию с содержимым. Конструкция тары позволяет быстро ее мыть, избавляясь от остатков продукта и моющего средства. Немаловажно, что на любую подобную цистерну устанавливается система создания избыточного давления – она позволяет перекачивать молоко. Небольшие партии продукта доставляют в алюминиевых флягах, закрытых герметичными крышками.

Творог и сырки из него перевозят, упакованными в пластиковые ящики. Важно, что используемые для изготовления такой тары полимеры инертны к продуктам питания.

Сливочное масло может поступать в магазины брикетами по 10, 15, 20, 30, 100, 200, 250, 500 г или блоками по 20–25 кг. Брикеты фасуют в пергамент марки В или кашированную алюминиевую фольгу, после чего укладывают в коробки или деревянные ящики. В результате продукт может храниться несколько месяцев – конкретный срок зависит от степени охлаждения. Температуру и соответствующий ей срок годности производитель пишет на упаковке.

Твердые сыры перевозят в коробках из картона и деревянных ящиках при температуре 0… +4 °C и влажности воздуха 75–80 %. Если эти правила соблюдаются, сыры сохраняют свежесть 6–8 месяцев.

Важно обеспечить молочному продукту условия хранения и доставки, необходимые именно для него. Тогда товар не пострадает в процессе перевозки, а его свойства останутся неизменны.

9 особенностей емкостей для перевозки молока

9 особенностей емкостей для перевозки молока

Автоцистерны, используемые в качестве емкостей для перевозки молока, имеют такие особенности:

  1. За счет термоизоляции не происходит изменения температуры продукта более чем на 2 °С в течение 10 часов. Такой результат достижим при условии разности температур между молоком и окружающей средой 30±2 °С.
  2. Налив производится стационарными центробежными насосами, установленными на месте забора жидкости.
  3. Контроль максимально допустимого объема при наполнении отслеживается за счет круговой риски в горловине цистерны.
  4. Детали и сборочные единицы тары, контактирующие с продуктом, состоят из материалов, одобренных Министерством здравоохранения.
  5. Внутренние поверхности емкости для перевозки молока изготавливаются из пищевой нержавеющей стали.
  6. Цистерна имеет сварные борта с рифлениями-пуклями.
  7. Внешняя поверхность бочки покрыта тонкими листами низкоуглеродистой стали с нанесенным ЛКП. Между корпусами находится теплоизоляционный материал ФРП-1.
  8. Некоторые автоцистерны снабжаются теплоизолированными люками с пылезащитными колпаками – они позволяют выполнять специальные требования к сохранению продукта, упрощают мойку и дезинфекцию тары.
  9. В хвостовой части емкости находятся секции молокопроводов, снабженные дополнительной защитой от пыли и грязи.

Полуприцепы цистерны, молоковозы производятся из листового алюминия или нержавеющей стали пищевых марок AISI 304. Подобная техника доставляет сырье к месту переработки, а также на точки продажи, поэтому ее снабжают датчиком для отслеживания уровня жидкости. В результате упрощается выдача товара потребителям. В каждой секции автомолцистерны предусмотрен люк с крышкой, герметичность которой достигается за счет кольцевой резиновой прокладки.

В качестве емкости для перевозки молока может использоваться только цистерна, отвечающая нормам ГОСТа, прошедшая обязательный санитарный и ветеринарный досмотр. Кроме того, она должна быть оснащена всеми необходимыми силовыми установками и агрегатами. Благодаря специальной аппаратуре удается поддерживать микроклимат с минимальными перепадами температуры, что обеспечивает сохранение свежести продукта. Обычно в сутки теплопотеря составляет не более 2-3 °С.

3 главных правила перевозки молочной продукции

3 главных правила перевозки молочной продукции

Основная задача логиста состоит в том, чтобы обеспечить стабильную температуру продукта на протяжении всего маршрута. По этой причине выбор транспорта основывается на разновидности товара, сроке его годности. Обязательно наличие оборудования для перевозки и хранения молока. Для разных категорий продуктов действуют свои правила доставки:

  • Сливки и молоко. Нельзя допускать повышения кислотности, которая при уровне 18-19 % считается признаком свежести сырья. В парном продукте она обычно составляет 16–18 %. Транспортировка может производиться в цистернах, бутылях, флягах, находящихся в закрытых машинах. Если используется открытый транспорт, тару накрывают чистым брезентом, а также обеспечивают теплоизоляцию.
  • Замороженный творог, сырки. Их укладывают в дощатые ящики в заводской упаковке. Важно обеспечить быструю разгрузку, чтобы уберечь товар от скачка температуры.
  • Сливочное масло. Его пакуют в картонные, фанерные ящики, бочки. Для перевозки топленого масла могут использоваться только бочки. Готовую тару располагают в рефрижераторах, автомашинах с климатическим оборудованием или открытых фургонах, обеспечивая дополнительное покрытие для защиты.

Перевозку и хранение емкостей с молоком осуществляют в изотермических фургонах, рефрижераторах. Перевозчик проверяет работу климатического оборудования перед выездом. Если говорить о кузове, то в нем делают уборку перед каждым рейсом, проводят дезинфекцию. Дело в том, что посторонние запахи и соседство с другими товарами является недопустимым.

Секреты эффективной доставки молочных продуктов

Только за счет грамотно организованной перевозки можно добиться сохранности груза, соблюдения сроков хранения. Кроме того, именно в этом случае у грузополучателя не будет претензий к доставщику.

В идеале логист выполняет такие действия:

  • Подбирает емкость для перевозки молока или иного молочного продукта. Все единицы должны отвечать установленным на законодательном уровне нормам.
  • Пломбирует все единицы партии.
  • Сверяется с информацией в документах отправителя, чтобы соблюсти требования по температуре.
  • Подготавливает договор, в котором фиксирует ключевые моменты: тип продукции, температуру содержания, возврат тары, вид автомобиля, ответственность участников соглашения.
  • Заполняет накладную. Если используется бестарный метод доставки, то прописываются объем, кислотность продукта, температура. При наливном методе необходимо убедиться в отсутствии повреждений на пломбах.
  • Принимает товар в соответствии с числом единиц тары: фляги, корзины, бочки, ящики.
  • Осуществляет погрузку при помощи специальных площадок с эстакадами, рампами.

Во избежание задержек или конфискации груза в пути, появления претензий со стороны санитарных органов надзора перевозчик тщательно готовит все сопроводительные документы.

Особенности упаковки молока после перевозки

В продажу может поступить только молоко в таре, соответствующей нормам технического регламента Таможенного союза 005/2011 «О безопасности упаковки». В таком случае в течение всего срока годности в нем точно будут сохранены полезные свойства, вкус.

Потребительская емкость для перевозки и хранения молока должна быть:

  • плотной, непрозрачной, чтобы продлить срок хранения продукта;
  • без запаха и не допускающей проникновения посторонних запахов;
  • изготовленной из высококачественных материалов, стойких к молочному жиру, при этом без металлических летучих соединений;
  • снабжена информацией о компании-производителе, сроке годности продукта, принципе его использования.

Виды емкостей для упаковки молока на продажу

Виды емкостей для упаковки молока на продажу

В качестве емкостей для перевозки молока, поступающих к потребителю, сейчас активно используются:

  • пакеты;
  • картонная коробка (пюр-пак);
  • ПЭТ-бутылки.

Пакеты для молока.

Как правило, это трехслойная пленка на основе полиэтилена, внешний слой которой оптимизирован для нанесения печати, средний слой определяет физико-механические свойства пленки (стойкость к проколу, растяжению, смятию), а внутренний слой контактирует непосредственно с продуктом. Внутренний слой может быть окрашен в белый, серый, либо черный цвет.

Существует ошибочное мнение, что цвет внутреннего слоя может каким-либо образом влиять на срок хранения продукта, или, например, что черный или серый цвет защищает продукт от воздействия ультрафиолетовых лучей. Это не более, чем просто миф. Иначе молоко в прозрачных стеклянных или пластиковых бутылках мы не встречали бы на продуктовых полках в супермаркетах. И вообще, как часто вы храните молоко под прямыми солнечными лучами? На срок хранения молочного продукта цвет внутреннего слоя пленки не оказывает никакого влияния. Обычно выбор цвета внутреннего слоя обусловлен всего лишь особенностями дизайна упаковки.

Монокомпонентность состава молочной пленки также имеет преимущества перед другими видами упаковки – сложно представить более удобный в переработке и повторном использовании вид упаковки. Сейчас, при растущем тренде на экологичное и заботливое отношение к нашей планете это особенно актуально.

Чаще всего продукт в такой упаковке имеет небольшой срок хранения и вызывает большее доверие потребителя, чем продукт с длительным сроком хранения, так как воспринимается как более «натуральный». Именно поэтому молочная пленка является одним из самых популярных видов упаковки для молока среди молочных заводов.

Картонная коробка (PurePack)

  • Это известная всем упаковка в картонную коробку по технологии пюр-пак.
  • Такая упаковка только на 75% состоит из картона, оставшиеся 20% - это полиэтилен, и 5% - алюминиевая фольга.

Как правило, такая упаковка состоит и 6 слоев:

  • Полиэтилен - выполняет функцию защиты самой упаковки и печати от влаги
  • Картон – выполняет роль жесткого каркаса.
  • Полиэтилен (для соединения со следующим слоем)
  • Алюминиевая фольга. Этот слой защищает продукт от проникновения запахов и кислорода.
  • Полиэтилен (для соединения со следующим слоем)
  • Пищевой полиэтилен. Этот слой контактирует непосредственно с продуктом и выполняет функцию дополнительной герметизации упаковки.

Пластиковые (ПЭТ) бутылки

ПЭТ-бутылки удобны в использовании, перевозке, хранении. Вскрытую емкость можно легко и достаточно плотно закрыть, а значит, защитить молоко от протекания, проникновения в него запахов из холодильника.

Для небольших фирм-изготовителей молока самой выгодной остается розлив в пакеты. Поскольку такие емкости для продажи и перевозки молока не влияют на качество продукции, при этом может использоваться более доступная техника и материал для упаковки молока.

Читайте также

Возврат к списку

Скачать каталог